ВДОВИН АНДРЕЙ

ВДОВИН АНДРЕЙ

Учеба. Как и большинство поступавших в 1964 году на физфак школьников, я окончил одиннадцатилетку. В эти годы это было ещё внове, по крайней мере в нашей школе мы были только вторым выпуском одиннадцатиклассников. Моя школа № 52 находилась довольно близко от зданий МГУ на Ленинских горах, на 1-ой ул. Строителей, в нескольких сотнях метров от метро «Университет». Нашими учителями по «производственной линии» были сотрудники Вычислительного центра МГУ. Вместе с аттестатом мы получили что-то вроде свидетельства о том, что имеем специальность «программист-вычислитель». Учили нас в школе хорошо, так что 6 моих одноклассников поступили на мехмат, двое на химфак, а на физфак кроме меня ещё двое —Таня Дубровина (ныне Феофилактова) и Саша Кублицкий. Школу №52 окончил ещё один наш однокурсник, Игорь Волович, но он учился в другом классе.

До середины 3-его курса, т. е. до распределения по кафедрам, я учился в группе № 112 на втором потоке. Волей судеб (в лице учебной части физфака) был назначен старостой группы. Первая моя реакция на это назначение (я узнал о нём 1.09.1964, читая список своей группы) была близка к шоку. Потом привык.

При распределении по кафедрам я выбрал кафедру теории атомного ядра. Заведовал этой кафедрой член-корр. АН СССР Д. И. Блохинцев, в то время возглавлявший Лабораторию теоретической физики Объединённого института ядерных исследований в Дубне. Студенты кафедры, начиная со второго семестра 4-ого курса, отправлялись в Дубну, где слушали спецкурсы, которые читали сотрудники ОИЯИ, выбирали себе научных руководителей, писали дипломные работы и здесь же их защищали. Помимо нашей кафедры с Дубной была связана ещё одна, точного названия которой я не помню, — что-то вроде «Экспериментальная физика высоких энергий». Этой кафедрой заведовал академик АН СССР Б. М. Понтекорво. Занятия в Дубне проходили в здании филиала НИИЯФ МГУ, а жили мы в стоявшем рядом с ним общежитии. Оба здания были специально построены для студентов в первой половине 60-х годов.

В новой группе (№ 64) нас было немного, и я помню всех: Сергей Смирнов, Геннадий Ремизов, Владимир Сафонов (с этими ребятами мы учились вместе в группе 112); Фридрих Джепаров, Александр Ануфриев, Владимир Нестеренко, Владимир Хлесков, Александр Комов, Ахмедов Мурат (полное имя — Дилмуратали), и Романов Александр. Саша Романов, строго говоря, на физфаке не учился. Он учился в МЭИ(?), а в Дубне появился на 5-ом курсе, имея страстное желание перевестись(!) на физфак. И он таки умудрился за полтора года свое желание исполнить, досдав экзамены по курсам, которые не читались в МЭИ. Диплом он защищал вместе с нами. Кроме того, к нашей группе присоединились две болгарские студентки — Катя Христова и Зорка Смедарчина. Правда, в списке выпускников физфака их нет, возможно, они защищали дипломы в Болгарии. Вообще говоря, в Дубну приезжали на производственную практику и для работы над дипломами студенты из разных университетов, как правило тех, где были кафедры, связанные либо с теоретической, либо ядерной физикой. Все они базировались в Филиале НИИЯФ МГУ.

В Лаборатории теоретической физики исследовался широчайший спектр физических проблем (а сейчас он стал ещё шире). На 5-ом курсе я выбрал теорию атомного ядра и моим руководителем стал проф. В. Г. Соловьев. В. Г. Соловьев был учеником академика Н. Н. Боголюбова, так что и себя я причисляю к школе Боголюбова. После защиты диплома меня и Сашу Комова взяли на работу в ЛТФ, правда, временно – стажерами, на два года. Володя Нестеренко и Володя Хлесков поступили в аспирантуру, а Фреда Джепарова и Сережу Смирнова призвали на 2 года в армию — в Советской Армии была большая нехватка лейтенантов, а вот учёных в институтах и университетах было, по-видимому, многовато. Сейчас в ОИЯИ работают несколько человек из нашего выпуска 1970 года. В ЛТФ нас четверо: Владимир Нестеренко (главный научный сотрудник), Олег Селюгин (ведущий научный сотрудник), Вячеслав Юкалов (ведущий научный сотрудник). В Лаборатории нейтронной физики работает Юрий Гледенов.

Работа. Моя профессиональная жизнь шла по традиционной траектории. Проработав 2 года в должности стажёра, я стал мнс-ом и остался в ЛТФ ОИЯИ. В 1974 году защитил кандидатскую, через 15 лет — докторскую, со временем стал профессором. С конца 90-х до 2015 г. был начальником сектора, который когда-то возглавлял В. Г. Соловьев и в котором я проработал всю жизнь. Сейчас я — главный научный сотрудник.

Научные интересы. Все эти годы занимался моделями атомных ядер, расчетами ядерных спектров, характеристик возбужденных состояний ядер, в том числе различных резонансов. Сейчас с коллегами изучаю процессы с участием ядер и нейтрино в горячем и плотном веществе прото-сверхновой звезды. Это — ядерная астрофизика, ставшая в последнее десятилетие одной из быстро развивающихся ветвей ядерной физики низких энергий.

Награды. Вместе с коллегами получил две премии ОИЯИ по теоретической физике. В 1989 году вместе с болгарскими коллегами за исследования сильновозбужденных состояний атомных ядер был удостоен премии по физике «Академик Г. Наджаков» Болгарской АН и Софийского университета им. Климента Охридского.

Семья. Дважды женат. Дочь окончила ВМК МГУ, её семья живет в Москве. Внучка Полина учится в школе.

Контактный адрес. E-mail: andrej.vdovin46@mail.ru

2008 г. Встреча выпускников 1970 года (кафедры «Теория атомного ядра» и «Физика элементарных частиц») по поводу сорокалетия приезда в Дубну (1968 г.)

Слева направо: В. Нестеренко, А. Вдовин, О. Селюгин, Л. Черненко, В. Столупин, Ю. Гледенов, Ю. Колесников, Л. Сомов, Ю. Шакарвис, В. Шаров, М. Базнат (Кишиневский университет), Е. Колонуто

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

Поиск
Страницы
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти